Проекты театра
Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...
Спектакль изнутри
"Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...
О, эти нетворческие творческие!...
«Монтёр говорит: — Ах так,— говорит. — Ну, так я играть отказываюсь. Отказываюсь, одним словом, освещать ваше производство. Играйте без меня. Посмотрим тогда, кто из нас важней и кого сбоку сымать, а кого в центр сажать.
И сам обратно в будку. Выключил по всему театру свет, замкнул на все ключи будку и сидит — флиртует со своими знакомыми девицами. Тут произошла, конечно, форменная неразбериха. Управляющий бегает. Публика орёт. Кассир визжит, пугается, как бы у него деньги в потёмках не взяли. А бродяга, главный оперный тенор, привыкший всегда сыматься в центре, заявляется до дирекции и говорит своим тенором: — Я в темноте петь тенором отказываюсь. Раз,— говорит,— темно — я ухожу. Мне, — говорит, — голос себе дороже. Пущай ваш монтёр поёт. Монтёр говорит: — Пущай не поёт…» (Михаил Зощенко)
В театре принято делить профессии на творческие и технические. Но как определить, к какой относится постижёр, который, по сути, создаёт «лицо» актёра, его облик? Или осветитель, который всё чаще обозначается в программках, как режиссёр или художник по свету?
Нельзя служить в театре и не быть вовлечённым в творческий процесс. Тем более, что зарплаты в провинции «технической» части театра отнюдь не вдохновляют на подвиги. Потому здесь задерживаются далеко не все. Ну уж кто остаётся…
Как говорила на областной конференции с длинным и важным названием («Современные театральные профессии: дефицит квалифицированных специалистов, проблемы подготовки и переподготовки») единственная выпускница Петербургской театральной академии в Саратове – по профессии художник-постановщик – Ольга Колесникова, сначала надо прийти в театр, а потом уже учиться здесь профессии. Это не должны быть случайные люди. Как, например, Максим Шлыков, художник по свету в театре «Теремок». Он попал сюда школьником, заинтересовался, учился у настоящих профи.
Вопрос подготовки и переподготовки специалистов здесь стоит так остро, что руководство нашего кукольного театра выступило с инициативой конференции и предоставило зал для встречи. Кстати, только у «Теремка» на сайте можно найти название всех цехов, фамилии и портреты всех технических работников вместе с их портретами. Они уважительно называются «Мастера».
Саратовское отделение СТД тоже подключилось, организовало театральных людей. Вёл встречу Максим, и не была она похожа на формальное заседание со скучными докладами. Любой мог выйти к микрофону и высказать свои соображения по проблеме. А проблема в том, что в нашем городе, славном своими театральными традициями, не готовят специалистов для цехов театра. Ведётся такая подготовка в Москве и Петербурге, но кто ж потом на восемь-десять тыщ к нам возвернётся, вкусив столичные блага?
Вот и дрожит театр над искусные бутафорами, возраст которых отнюдь не юношеский – кто может их заменить?! В ТЮЗе, когда готовили «Синюю птицу», спектакль на редкость многолюдный, где персонажи менялись на сцене с феерической быстротой, приглашали на несколько месяцев легендарного театрального парикмахера Евгению Владимировну Черевко. А ей тогда было далеко за 80 лет, она ещё в академдраме актёра под Ленина гримировала.
Своего рода выход может предложить Питер и знаменитый театральный человек Глеб Фильштинский. Театральный художник, художник по свету, худрук студии сценографии и сценических технологий петербургской школы «Шоу Консалтинг» поообщался с участниками конференции по скайпу .Он рассказал, что проблема эта для России глобальная, в отличие от запада, где, между прочим, театральное оборудование ненамного лучше нашего. Он предлагает присылать к ним на учёбу специалистов, – тех, кто уже вовлечён в театральный процесс. Есть несколько форм обучения. А директор петербургской школы рассказала о финансовой стороне и том, что возможны некоторые льготы, исходя из реального состояния дел театра. Также они ответили на все вопросы участников конференции. Но если удалось провести такой «интермост» в наших условиях, то, видимо, возможна и виртуальная учёба с участием всех театров губернии. Легче же собрать всех в областном центре, чем задорого везти в далёкую северную Пальмиру.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что кое-какие театральные профессии в городе всё ж готовят. Колледж искусств выпускает звуковиков, а одно из профучилищ – будто даже кинооператоров. Но министерство образования (кстати, и культуры), несмотря на приглашение, на конференции не появилось, а только оно одно может озвучить количество учебных мест и название специальностей, связанных с театром. В принципе, такие специализации могли бы открыться в нашем театральном институте. Ведь сколько-то не поступивших с отчаянием выходят из его дверей каждое лето. А вдруг пропадают в них таланты великих режиссёров по свету или гениальных бутафоров? С развитием новых технологий вопрос о грамотных технически людях в театре ещё актуальней. Здесь озвучили историю с пультом, который стоит чуть ли не полмиллиона, а осваивали его выпускники школ…четыре года. Бывает оборудование подороже.
Зарплата маленькая – молодёжь не идёт – старики стареют – опыт перенимать некому. Кто разорвёт сей порочный круг? Конференция с участием не только работников цехов, но и кровно заинтересованных в качественном театральном продукте директоров театров (двое из них – из ТЮЗа и кукольного театра – выступили в режиме свободного микрофона), постановила написать письма в министерства образования и культуры. Надо бы и к нашим финансистам – с вопросом на засыпку: а вы смогли бы прокормить семью с окладом в 8 тысяч рублей в условиях крепчающего кризиса? Министерство труда и занятости, представитель которого на конференцию попал, и радо бы помочь, но оно занимается неработающими гражданами.
Дело с кадрами театральных цехов нешуточное и в общем-то, спешное. «У нас, если бутафор вдруг не сможет работать, спектакль не выйдет», – поделился своими тревогами директор «Теремка» Александр Александрович Удалов. Но так может случиться в любом театральном коллективе. Так кто же важнее в театре – актёр, режиссёр, а может быть, театральный плотник? Господа, перечитывайте иногда классику...
Ирина КРАЙНОВА,
театральный критик, блог «САРЫТАУН. АРТ» от 24.03.2016 г.
© 2023 Саратовский театр кукол Теремок. Все права защищены.