1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Любите ли вы театр? Так, как люблю его я?

 

В Саратовском театре «Теремок» закончился городской фестиваль студенческих театров. По слухам, уже на открытии участники фестиваля чумились на полную катушку.

В пресс-релизе написано, что открытии была задействована не только сцена: театральное действие начиналось от самого входа, где артисты показывали отдельные сценки, устроили «переполох» в гардеробе и на лестнице, танцевали в фойе, демонстрировали пластические этюды, юмористические композиции, жонглировали, ходили на ходулях, взаимодействовали со зрителями в образах героев Безумного чаепития.Труппы театров, принимающих участие в фестивале, начали своё «соревнование» в актёрском мастерстве прямо в зрительном зале, заставляя зрителей то и дело поворачиваться в креслах, после чего – артисты всё-таки встретились на сцене, где продолжили удивлять зал нестандартным форматом представления, превращая фрагменты своих пьес в единое захватывающее театральное действо».

К сожалению, я попал на фестиваль только на второй день. Да и то пьесу Жана Ануя «Орфей и Эвридика» смотрел не совсем с начала. А когда фестивальный день закончился, передо мной встал вопрос, какую же задачу перед собой ставили три коллектива , работавшие в этот день.

Ведь не за фестивальными наградами пришли на фестиваль Творческая мастерская «Нити», Театр малых форм «Бис» и театральный клуб «Маска». Они пришли еще раз показать своим поклонникам, как они талантливы, блестящи, чему научились и а сколько их жизнь стала полнее и насыщеннее, насколько выразительнее стал их способ взаимодействия с миром, сколько жизней они прожили в театральной реальности.

Так случилось, что недели две назад я перечитал пьесу Оскара Уальда «Как важно быть серьезным» и задумался, кто и для чего может взять в репертуар эту пьесу. Она изящна как бутоньерка, совсем про другую жизнь, войти в которую студенту просто невозможно, потому что она требует отстранения, остранения и высочайшего мастерства в строительстве эстетически безукоризненных мизансцен, позволяющих со стороны показать условность и бессмысленность жизни английской аристократии 19 века, до которой сегодняшнему студенту и дела никакого нет, если он не занимается антропологией или историей культуры. Поэтому милейшие мальчики и девочки, которых постановщик не обучил основам актерского мастерства, сцендвижения и речи, играли сами себя в парадоксальных обстоятельствах чужой жизни. Они приобрели в свой культурный багаж изящные уальдовские каламбуры, представление о том, что могут быть совсем другие смыслы в обычных влюбленностях, когда одних героев не интересует ничего, кроме красивой мордашки, другие готовы вступить в брак, поскольку им нравится магия звучания имени, а третьих не интересуют ни чувства, ни имена, ни обстоятельства, а только «благородство» происхождения и наличие денег у влюбленных дурачков.

Простые декорации из набора чемоданов, (поскольку один из героев о своем происхождении знает только то, что его нашли в чемодане, получено в камере хранения), простые, не достроенные мизансцены, несколько симпатичных этюдных находок и смех благодарных зрителей в ответ на уальдовские каламбуры. Все простые задачи, поставленные режиссером, выполнены. Поклонником этого театра я не стал. Развлекаются дети, слегка дополнительно образовываясь – уже хорошо, что не в сетях сидят.

Какие задачи решаются в учебном театре творческой мастерской «Нити», выбравшем пьесу Ануя «Орфей и Эвридика», гораздо понятней. Сегодня, когда бытие во времени и пространстве вечной Любви подменяется выбором партнера в границах бытовых удобств и сытностью ужина перед «занятием любовью», нагрузить событие встречи, длящейся один день, вневременными переживаниями, вечными смыслами, которые, будучи произнесенными вслух, становятся банальностью, поэтому передаются только на энергетическом уровне, найти пластический язык передачи этих смыслов, да еще столкнуть бытовую трактовку этой однодневной встречи в бесконечном потоке любви с трактовкой хора, которому, как бескрайнему и бесконечному обывателю всегда потребность перевести сакральные события и смыслы в бытовую чернушку. «Встреча красивого мужчины и красивой женщины, сыгравших свою роль, всегда повод подумать о своей жизни и своем месте в этом вечном потоке жизни».

Задача сложная, красивая и красиво выполненная. Скупыми средствами на пустой сцене, где единственная выгородки состоит из 6 стульев прожить жизнь от встречи до смерти героини, один день, который значит для встречи целую вечность, все, что можно проговорить, все что не проговорено, обозначить пластически – очень красивая задача для 40 минутного действа. На этом мини спектакле мне стало очень не хватать имени постановщика, не обозначенного ни на афише, ни в пресс-релизе.. Хочется знать имя мастера, находящего точные способы выражении, не просто умеющего расставить всех на свои места в пластичных мизансценах, но и расставить все акценты и успевающего решить педагогические задачи обучения актерскому мастерству для выражения многоуровневых смыслов. Появление таких спектаклей, поставленных студентами – уже не школярские забавы, а серьезная заявка на готовность к творчеству, вхождению в городскую культуру, право называться театром, пусть пока на студийном уровне.

И наконец, третий спектакль, показанный в этот день – «Укрощение строптивой». Игра, построенная для того, чтобы рассыпать сегодняшний способ жить по определенным правилам, одев свое тело в рубище средневековья, растворить сегодняшние телесные привычки до уровня хаоса, испытать в этом хаосе эмоции, не ограненные цивилизацией и тут же продемонстрировать пути ограничения этих эмоций. Блистательная иллюстрация фрейдовских теорий, на глазах нарастающая способность телом сыграть все монологи, написанные Шекспиром для произнесения их на английском языке. Игра, создающая у актера умение из телесны пластических форм, через мычание с нарастающей осмысленностью переходить к вербализации, переводу смыслов языка тела на обычный язык, постановщик сумел создать на пространстве сцены полилог тел, слов и ситуаций чтобы продемонстрировать природу страсти, ревности, выбора партнера и формирования правил взаимодействия с ним . Когда роскошные гривы актрис становятся инструментом режиссерской работы как осмысленные знаки, участвующие в полилоге, четко обозначающие их место в иерархии персонажей – это воспринимается как красивый ход.

Бесконечно перетекающие один в другой пластические этюды, в которых создается смысловой контекст невербального сценария спектакля, смотрятся с интересом, нарастающим по экспоненте.

Это вполне уже профессиональный коллектив, с оригинальной пластикой, умением работать всей труппой над созданием единого гармонического рисунка, наработавший слаженность ансамбля, из которого не выпадает ни на мгновение ни один персонаж.

Живая ткань городской культуры примет этот коллектив, не просто как украшение студенческой жизни, а как часть метафизического рисунка городской жизни. Тут есть уже уровень мастерства, позволяющий недорогими средствами лепить очень дорогое действо.

Если для кого-то важно распределять места на празднике фестивальной жизни, этот коллектив вышел за пределы студенческих работ. Кстати, зал театра «Теремок» именно на этом спектакле заполнился до предела – в зале не осталось пустых мест. Аншлаг. У театра уже появились поклонники, которые готовы воспользоваться каждым поводом поучаствовать в этой веселой, осмысленной и пластичной игре создания смыслов из пустяков, из хаоса, одетого в рубище.  

Алексей ШМИНКЕ,
ИА «Новости Саратова» от 04.06.2015 г.