Проекты театра
Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...
Спектакль изнутри
"Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...
Хранилище сказочных снов
Как-то так сложилось, что на протяжении прошлой недели у артистов «Теремка» было целых три праздника: Международный день кукольника, День работника культуры России и Международный день театра. Они имеют непосредственное отношение к артистам Саратовского театра кукол «Теремок». О его творческой жизни и связи с почтой можно было бы рассказать многое. Например, два года назад к 75-летию театра сотрудники «Теремка» и Саратовского филиала Почты России инициировали выпуск почтового конверта и художественной маркированной карточки.
Но сегодня мы зайдём в пристанище кукол под названием «куклохранилище».
Какое-то нетворческое название для этой комнаты, где хранятся куклы-артисты, которые играли на сцене Саратовского театра кукол «Теремок» и играют, да ещё как! Первое впечатление – они на тебя смотрят. Вот Лиса из спектакля «Гусёнок» глядит своими угольными глазками так, что только не говорит: «Ага! Наконец-то вы попались!»
- Здесь находятся куклы из тридцати идущих спектаклей, - говорит Татьяна Кондратьева, народная артистка России и ведущая актриса театра «Теремок». – Также здесь доживают свой век старые куклы из спектаклей, которых давно уже нет в репертуаре. Здесь проходят экскурсии для наших юных зрителей. Дети могут попасть в эту комнату, которая хранит много секретов.
Может быть, как в сказках Андерсена, ночью тут что-то происходит, потому что кукловод вкладывал в Петрушку душу, чтобы тот ожил. Бывшие актёры-куклы скучают, вспоминают свои блестящие выходы, а может быть, некоторые и обижены на своего властителя. Кто знает? Ведь когда сюда приходят днём, все исполнители главных и второстепенных ролей смирно висят по своим местам.
- Я была в Воронеже в театре «Шут», тогда им руководил Валерий Вольховский, - вспоминает Татьяна Петровна, - смотрела там спектакль «Мёртвые души». Когда игра окончилась, я прошла через закулисье. На вешалах висели куклы, которые начали провожать меня взглядом. И меня посетило какое-то странное чувство, будто они и в самом деле живые.
Недаром ведь и в грамматике слово «кукла» одушевлённое. А в работе театра оно ещё и предполагает большое разнообразие. Есть тростевые, планшетные, ростовые куклы, марионетки… Незнайка, Емеля, Морозко – похожие по конструкции куклы, но когда кукловод берёт одну из них в руки, она может не слушаться. Нужно стараться, чтобы она стала живой. К ней нужен свой подход так же, как и к младшему ребёнку, который появляется в семье. Такая уж это профессия – всё как в первый раз: подопечного нужно учить садиться, стоять, опускать голову, кланяться… В театре даже есть такая должность – механик по куклам. Ведь кукла – существо сложное. Вот гапит – палочка, поворачивающая голову, есть и резиновая трубка, чтобы кукла могла наклониться. Идёт постепенно взаимное привыкание. И вот кукловод с Пончиком или Поросёнком на сцене.
Сергей Образцов как-то раз сказал, что дети боятся Бармалея на сцене так же, как мы бы испугались живого бандита. Помню, на спектакле «Три поросёнка» в самом волнующем месте, когда Волк заносит ногу, чтобы влезть в домик, где притаились поросята, девочка в страхе прижалась к матери.
- А у меня была роль Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон», - рассказывает Татьяна Петровна. – В одной сцене фрекен Бок бьёт его по щеке. И слышу – в зале раздался женский вскрик.
А самое неприятное для кукловода – даже не пустые места в зале, а юные зрители, которые во время спектакля увлечённо нажимают кнопки мобильника. Нужно приходить в театр, только если есть потребность посмотреть действо на сцене и задуматься. Об этом народная артистка говорит на встречах со школьниками.
Комната, в которой обитают куклы, не такая уж и большая. Но сколько лиц! Колобок, длинноносая кухарка из спектакля «Королевский бутерброд», Гитлер вместе со своим товарищем по сцене Петрушкой из спектакля «Петрушка на войне». А вот куклы-близнецы. Они нужны потому, что по ходу действия невозможно быстро переодевать персонажа. Дашенька из спектакля «Морозко» не одна, их две – девочка-крестьяночка и юная красавица в сверкающем наряде. А в давнем спектакле для взрослых «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» было даже двенадцать Швейков, ведь он по ходу действия побывал в тюрьме, сумасшедшем доме, на войне…
Внутрь перчаточной куклы, как правило, бутафоры театра встраивают специальные «патронки», позволяющие привести в движение её голову или руки. «Патронки» могут давить на палец кукловода, а могут идеально прилегать. Это рукопожатие человека и куклы, которые должны до спектакля сродниться.
Татьяна БОРИСОВА,
газета «Почта Поволжья» от 2.04.2015 г.
© 2023 Саратовский театр кукол Теремок. Все права защищены.