Проекты театра
Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...
Спектакль изнутри
"Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...
Не бросайте, люди, кукол
Сегодня Международный день кукольного театра
Когда актер выходит на сцену со своим персонажем в руках, то тут же и исчезает. Для маленьких зрителей единственным живым существом в этой паре оказывается кукла. Малыши не очень-то озабочены технической стороной вопроса. Только потом, по дороге домой, они спросят у мамы, как это сделано.
Сказка в профиль
А взрослые порой и сами не прочь пощупать куклу, поизучать заключенный в ней механизм, попробовать ее оживить. Каждый персонаж кукольного спектакля - венец творения целой команды, где между главным художником, придумавшим образ, и актером, его воплотившим, стоят бутафоры, механики, столяры, портные.
В саратовском театре кукол "Теремок" началась работа над спектаклем про Незнайку. Визуализирует литературных героев художник из Санкт-Петербурга Татьяна Старикова, с которой театр работает уже лет шесть. Татьяна Евгеньевна сотрудничала с огромным количеством театров по всей стране, но к "Теремку" прикипела душой, а главного режиссера Геннадия Шугурова считает самым творческим и стильным.
В небольшой комнатке Татьяна Евгеньевна мастерит из пластилина голову Медуницы: у коллеги доктора Пилюлькина будет личико со вздернутым носиком. По этой заготовке бутафоры сделают голову из папье-маше и вернут раскрашивать. Все куклы главный художник спектакля расписывает сама, это ее авторская работа. По ее же эскизам пошивочный цех шьет костюмы, механик придает кукле пластичность. Порой приходится много возиться над задумкой режиссера. Например, очень сложная техника у Атаманши из спектакля "Бременские музыканты": она на велосипеде, и все движения должны выглядеть естественно. Лицо ее расписано по принципу театральной эмблемы - маски, которая одновременно плачет и смеется. Если голову Атаманши повернуть одной стороной, она улыбнется; другой - рассердится. Тут актеру главное не перепутать профили, в зависимости от мизансцены.
Зрители, конечно, не догадываются, что для одного персонажа часто делаются несколько одинаковых кукол. Вернее, почти одинаковых.
- Все зависит от мизансцены, - рассказывает заведующая бутафорской частью Лия Александрова. - Действие может происходить на улице и в доме, а одевать-раздевать куклу на сцене невозможно. Поэтому отдельно делается кукла в верхней одежде. По внешности куклы идентичны.
У кукольных размеров большой диапазон. Герои сказок могут быть почти с человеческий рост, а бывают и с ладошку. Казалось бы, как ребенку с последнего ряда увидеть эту кроху? Но главный секрет - это хороший свет на сцене.
- Дети любят больших кукол, но такие, как правило, теряют подвижность, - поясняет Татьяна Старикова. - И потом, они тяжелые, а ведь надо учитывать работу актера: ему с ними управляться в течение полутора часов!
Труд актера-кукольника сложнее, чем труд его коллеги из драматического театра, именно из-за этой специфики. Он должен куклу оживить, а это дополнительная физическая нагрузка. Потому кукольники и на пенсию уходят раньше.
Так называемая матчасть спектакля постоянно находится под присмотром бутафоров. С куклами обязательно что-то случается, пока спектакль в репертуаре, поэтому их обновляют, ремонтируют, подкрашивают, подклеивают.
- Бывает, уже перед самым спектаклем актер берет куклу, а у нее ручка отрывается, приходится скорее ее прикреплять, - делится Лия Александрова. - Если это происходит во время спектакля, актеры это, конечно, обыгрывают. Вообще, очень интересно смотреть на актеров со стороны кулис, как они друг друга обнимают, извиваются в своем небольшом пространстве, если работают за ширмой. Об удобстве актера никто не думает, главное - кукла должна делать свое дело.
Надежда еще теплится
Нынешний сезон у "Теремка" юбилейный - уже 75 лет театр знакомит маленьких зрителей с искусством перевоплощения. Однако настроение у служителей кукольной Мельпомены совсем не праздничное. Сегодня театр, который заработал себе имя среди профессионалов внутри страны и за рубежом, который имеет свое лицо и свой стиль, у которого масса приглашений на фестивали, беспомощен в собственной губернии. Народный артист России Геннадий Шугуров декларирует конец времен оптимизма, когда можно было создавать спектакли, опираясь на энтузиазм и не обращая внимания на постоянный недостаток средств.
- Театр кукол в Саратове всегда считался театром на задворках, - говорит Геннадий Игоревич. - Хотя пять лет назад было по-другому. Но приходят в министерство культуры новые люди, и лучше не становится. Не хватает денег даже на постановки, о каком праздновании юбилея мечтать. Грубо говоря, делаем спектакль из рулона марли и четырех листов фанеры. Мы не можем себе позволить ни нормальную световую аппаратуру купить, ни сценическое оборудование поменять.
Сейчас театр выглядит как клуб, с горечью признается Геннадий Шугуров. Пора уже провести хотя бы небольшую реконструкцию, заменить паркет в фойе. Но автономному учреждению, в статусе которого работает "Теремок", выделяют помимо постановочных лишь средства на зарплату и оплату коммунальных услуг. Ясно, что без помощи учредителя детскому театру невозможно справиться со всеми проблемами. И пример такой помощи по отношению к другому детскому театру известен всем. Значит, это реально. Однако, как считает режиссер, у нас живут по азиатскому принципу взаимоотношений: здесь назначают любимую жену.
А с творческими планами у театра все в порядке. Есть госзаказ на четыре спектакля, правда, уже третий год не удается выйти на финишную прямую и начать репетировать "Господ Головлевых" по Салтыкову-Щедрину. Все по той же финансовой причине.
Геннадий Шугуров предлагает забыть слово "нет" в отношении культуры:
- "Нет" означает безответственность и нежелание решать проблему. Давайте будем пытаться что-то делать. Другой вопрос - получится или не получится. Вся наша жизнь зиждется на вере, надежде и любви. У нас уже нет веры на лучшее будущее, но любовь к делу остается, и надежда еще теплится. Если надежда пропадет, то и любовь исчезнет.
Ирина Кабанова
«Неделя области» №16, 21 марта 2012 г.
© 2023 Саратовский театр кукол Теремок. Все права защищены.