1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Соборная, 18

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Играем дальше

 

Ремесло кукловода издревле считается одной из самых загадочных театральных профессий. Ведь каждый раз, когда на сцене оживает кукла, и маленькие, и взрослые зрители одинаково готовы поверить в чудо. На днях эту завесу тайны приоткрыл ведущий артист саратовского театра «Теремок» Роман Сопко, который познакомил собравшихся в зале зрителей с особенностями кукловождения. Самые юные из гостей театра сумели самостоятельно заставить Чебурашку и Кощея Бессмертного вальяжно разгуливать по сцене и даже говорить.

– Наверное, вы еще никогда не приходили в театр так поздно? – первым делом поинтересовался у детской аудитории своего не совсем обычного мастер-класса Роман Сопко. Ответы оказались различными, однако они спровоцировали артиста на откровенность.

– Я, если честно, так поздно редко прихожу в театр кукол, – признался актер, – но сегодня особенный случай.

Тем самым поводом, который привел саратовцев в «Теремок» не утром или днем, как это обычно бывает во время показа детских представлений, а поздним вечером, стала традиционная всероссийская акция «Ночь искусств», уже который год заставляющая интересующихся культурой людей задерживаться в музеях, концертных залах и театрах немного дольше обычного, чтобы сполна насладиться выставками, перформансами и прочими специально подготовленными для публики развлечениями, которые, как правило, недоступны зрителям в обычные часы посещений. Тем более что в Год театра в России творческие коллективы Саратова подготовили особенно насыщенную программу вечерних увеселений.

Едва ли не главным сюрпризом, который ждал посетителей «Теремка», стали декорации к новому спектаклю театра «Подменыш» по притче шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, премьерный показ которого должен состояться уже на следующей неделе. Вечерние гости первыми увидели не только сценический антураж, но и одну из кукол, изготовленную в мастерских театра специально к готовящейся премьере.

– Это не самая известная ее сказка, но она интересна театру кукол тем, как камерно эта история будет существовать на сцене, – объяснил Сопко.

Знакомясь с перчаточными, планшетными, тростевыми куклами и самыми сложными из всех – марионетками, многие из ребят впервые оказались на сцене и даже на время почувствовали себя настоящими актерами, продемонстрировав свой природный артистизм.

– В работе с марионетками любое резкое движение сразу может испортить «картинку», поэтому обращаться с куклами следует максимально деликатно, – предупредил неопытных кукловодов артист. Единственной разновидностью кукол, управлять которыми детям так и не удалось, оказались фигуры популярного «театра теней».

– Это очень сложная техника, – рассказал Роман Сопко. – У нас был только один спектакль – «Король-Олень», где эта техника использовалась. Но он уже давным-давно не идет.

Особый интерес у зрителей вызвало знакомство с гигантским бирюзовым зайцем из поучительного детского спектакля «Про Зебру, Светофор и другие Важные Вещи». Пригласив на сцену в качестве добровольца девочку Марину, артист примерил на нее главную часть плюшевого костюма – мохнатую голову.

– Зрачки глаз куклы – это сетки, которые позволяют артисту видеть, что происходит вокруг, – поделился секретами актерской работы ведущий мастер-класса. – Чтобы переход за кулисы проходил быстрее и менее травматично, у маски, как у рыцаря, поднимается забрало. Но в этих костюмах очень жарко. Поэтому сзади сделано специальное отверстие для того, чтобы затылок мог «дышать». Таких кукол сегодня можно увидеть не только в театре, но и на улице – например, на проспекте Кирова. Они очень популярны.

Отвечая на вопросы юной аудитории, актер не стал скрывать, что за время работы в театре обзавелся любимчиком.

– Это Король из спектакля «Бременские музыканты», которого я играю вот уже почти десять лет, – признался Роман. Однако продемонстрировать публике своего фаворита артист не сумел, поскольку Король остался во вместительном куклохранилище «Теремка».

– А что делать, если кукла сломалась во время спектакля? – прозвучал вопрос из зала.

– Играть дальше, – невозмутимо ответил Сопко. – У нас был такой случай, когда на комиссии фестиваля «Золотой Арлекин» мы играли спектакль «По щучьему велению». В этом спектакле есть большая конструкция с куполами – царский дворец – которая раскручивается, создавая эффект перспективы. Когда она крутится, складывается впечатление, что персонажи бегут. А в этом спектакле конструкция настолько расшаталась, что распласталась по сцене как карточный домик. Благо никого не задела. После этого, кроме кукол, на сцене ничего не осталось, но мы продолжили играть, хотя сердце колотилось очень сильно. Еще один такой случай был в спектакле «Соломенный бычок». Дело в том, что у старых кукол часто изнашиваются сочленения, сделанные из сыромятной кожи. Они просто рвутся. И иногда это происходит прямо во время спектакля. Так вот у Волка в «Соломенном бычке» сначала отлетела одна рука, а потом вторая, и он весь спектакль проходил с рукавами в карманах. Актеры, которые играли в этом спектакле, естественно, все это видели, и, чтобы посмеяться, начали просить Волка: «Ты покажи рукой, куда идти!» В результате кукле пришлось указывать направление головой. Это была такая добрая шутка – из тех, которые зрители чаще всего не понимают.

Побывав практически за кулисами театра, довольные зрители разошлись. Однако даже те из них, кто придет на ближайшие новинки в репертуаре «Теремка», в следующий раз смогут посетить театр еще не скоро. Ведь уже в январе 2020 года здание театра кукол закроется на капитальный ремонт, а труппа временно переедет в Дом офицеров. При этом с некоторыми спектаклями, как рассказали «Телеграфу» в пресс-службе «Теремка», по всей видимости, придется на время распрощаться. Это связано с техническими особенностями нового помещения, в котором будут квартироваться артисты, и где отсутствует жизненно важная для «кукольников» разборная конструкция на сцене – яма.

Екатерина ВЕЛЬТ,
газета «Телеграф» от 5.11.2019 г.