1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Дюймовочка в «Теремке» читает Цветаеву

 

Новый спектакль в Саратовском театре кукол «Теремок» по-новому показал одну из самых любимых героинь Ганса Христиана Андерсена.

Гений прошлого спокойно относится к чудачествам наших современников. Есть ведь хорошая, милая, добрая, светлая сказка, самое главное, что редко у Андерсена, с абсолютно счастливым концом, про крохотную девочку из цветка. Но всегда хочется найти тайный смысл, подтекст хрестоматийного произведения, разгадать неувядающее обаяние любимого сюжета. Тогда появляется пресловутый предлог «по» в названии, дающий некоторую вольность интерпретаторам. То есть наша «Дюймовка» — это спектакль по сказке Андерсена, читай, по мотивам.

К чести авторов инсценировки — артиста театра, режиссёра-постановщика спектакля Алексея Усова и художественного руководителя постановки, заслуженного деятеля искусств России Геннадия Шугурова, сохранено главное — щемящее чувство одиночества, которое свойственно практически всем героям Андерсена, не дающее им быть спокойными, требующее вечного движения, поступков, решений, поиска призрачного счастья, собственного предназначения на земле.

У меня было впечатление, что Алексей Усов, а это его режиссёрский дебют, поставил спектакль про самого себя, про свой путь в искусстве — не простой, витиеватый, выведший его в конце концов к режиссёрскому поприщу уже в профессиональном театре: раньше это были опыты в детских и молодёжных любительских коллективах. Именно поэтому, отлично зная психологию современных детей, Алексей придал своей Дюймовочке черты и образ мыслей тинейджера. Над постановкой спектакля с саратовцами работал выдающийся мастер из Воронежа, заслуженный художник России Александр Ечеин. Он эту идею принял, Дюймовочка стала и внешне маленьким философом, постигающим бытие.

А «бытие» оборачивается разными своими сторонами. Это и великолепие природы, и вечное звёздное небо, и отупляющее мещанство («поели, можно и поспать» провозглашает мамаша Лягушка), и беззастенчивое прожигание жизни (Жук и Лягушонок поют на свой лад песенку из замечательного мультфильма Резо Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?»), и мертвящая слепота андеграунда (Мышь и Крот боятся света и всех, кто о свете мечтает).

В этой странной истории Ласточка, как Вергилий Данте, ведёт Дюймовочку по кругам ада. Девочка, чтобы не потерять себя, читает стихи Цветаевой. Да ещё какие!

«Разлетелось в серебряные дребезги
зеркало, и в нём — взгляд.
Лебеди мои, лебеди.
Домой сегодня летят!»

Ключевое выражение для нас «домой сегодня летят», потому что все странствия, встречи, все конфликты в спектакле возникают, существуют, развиваются вокруг одной идефикс, которая так важна для Дюймовочки, — обрести свой дом. Это единственный способ идентификации для ребёнка.

Удивительно, что Андерсен так интересен и детям, и взрослым. Ведь и предыдущий спектакль в театре кукол — «Стойкий оловянный солдатик» — вдруг стал собирать взрослую аудиторию. Не удивлюсь, если то же самое ждёт «Дюймовочку». Хотя и дети очень уютно чувствуют себя на этом спектакле. Выразительные планшетные куклы, замечательные актёры (Анастасия Кайро, Инна Идобаева, Антон Козлов, Владимир Решетов), музыкальные и поэтические дивертисменты, динамичная смена сцен — всё это захватывает внимание детей.

Правда, в финале мы так и не видим привычной страны эльфов, где Дюймовочку, по Андерсену, ждала большая любовь. В нашем варианте, по Усову, девочка просто возвращается домой — и это тоже счастье.

Владимир АКИШИН,
для газеты «Регион 64», май 2019 года.