1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Кукольная жизнь

3Какая разница между куклой, с которой привык играть дома ребенок, и той, которая оживает на сцене в руках актера? Даже люди, которые никогда не посещали театр кукол – а саратовцам крупно повезло, что такой театр в нашем городе есть – догадываются о том, что планшетные, марионеточные, петрушки и прочие виды театральных кукол совсем не похожи на населяющие детские комнаты барби и медвежат.

Это открытие рано или поздно делают для себя и многие дети, и для большинства из них, переступивших порог «Теремка», оно становится очень важным…

На представлениях «Теремка» традиционно приходится видеть публику разных возрастов, в том числе и взрослых, пришедших на полноценный драматический спектакль с эпизодическим участием кукольных персонажей. В этом большая заслуга руководства театра, направляющего усилия на то, чтобы развенчать устоявшийся в среде неискушенной аудитории однобокий миф о «Теремке» как об исключительно детском театре.

И все же основной зритель саратовского театра кукол – маленький. Не случайно в репертуаре «Теремка» двадцать шесть спектаклей для детей и только четыре – для взрослых. Не каждый театр может похвастаться столь обширной программой, тем более что, как признаются сами актеры, справляться с таким объемом работы им непросто. Не в последнюю очередь из-за того, что некоторые постановки – как правило, это относится к спектаклям для старшей возрастной аудитории – появляются на сцене с интервалом в месяц, а то и полтора и требуют более длительных, чем обычно, репетиций. И все же за более чем семидесятилетнюю историю «Теремка» ушедшие с его сцены постановки можно пересчитать по пальцам. В репертуаре даже сохранился переживший множество редакций «Гусенок» – спектакль, премьерой которого театр в 1936 году распахнул свои двери перед зрителями.

Кстати, обычно не равнодушные к эстетике родители начинают приобщать своих чад к искусству чуть ли не с младенчества. Таких капризничающих, несчастных малышей можно увидеть практически в любом театре и на любой, вне зависимости от ее возрастной ориентированности, постановке. Не многие семьи склонны прислушиваться в этом вопросе к ученым, по мнению которых, прививать детям любовь к сценическому действу следует не раньше, чем с пяти лет. Как раз на такой зрительский возраст и рассчитаны спектакли для самых маленьких на подмостках «Теремка». Они идут с максимальной продолжительностью в час и обязательно включают в себя антракт: терпеливо высидеть более длительное время малыши просто не способны. И все-таки на представления часто приходят двух–трехлетние зрители. Попадая в непривычный для них мир, некоторые из них пугаются, и тут уж требуется виртуозное умение матери успокоить ребенка и убедить его досмотреть спектакль до конца.

Зато у детишек постарше первое столкновение с театральным миром чаще вызывает прямо противоположную реакцию. По окончании сказочного действа родителям бывает непросто увести их домой. Еще бы, ведь обычно после постановки дети получают возможность пообщаться с актерами и обсудить увиденное, а в антракте даже позвонить любимому персонажу по «Волшебному телефончику». Для этого в зале установлена будка с внутренним телефоном, а актер, наряженный в костюм гнома, помогает ребенку набрать номер, по которому с ним голосом того или иного героя будет общаться другой актер. Заведующая педагогической частью Ирина Кривецкая вспоминает, что на первых порах существования проекта подавляющим спросом у детей пользовались зарубежные мультяшные персонажи, имена некоторых из которых даже вызывали растерянность у слышавших их впервые актеров. Однако со временем расположение маленьких зрителей изменилось, и звонки все чаще начали поступать Машеньке, Кошке, Красной Шапочке и героям других спектаклей «Теремка».

Впрочем, ребенку в зале разрешено все, даже самое сокровенное – дотронуться до куклы. Обычно процесс знакомства зрителя с куклой происходит в антракте или по окончании спектакля, либо непосредственно в куклохранилище театра, доступ в которое вот уже третий год получают маленькие участники организованного «Теремком» проекта «МОСТ». Естественно, развлечение вызывает у малышей бурю эмоций. «Не только дети, но и взрослые очень по-дилетантски рассуждают о театре кукол, – считает завлит «Теремка» Евгения Якимова. – Для многих куклы ассоциируются прежде всего с игрушками, рядом с которыми они выросли. И поэтому когда ребенка приглашают взять в руки театральную куклу, он думает, что с ней ему будет так же просто, как с любимыми игрушками дома. Но этого не получается, потому что нужно знать, как обращаться с куклой так, чтобы она ожила». К слову, этому сложнейшему мастерству актеры театра кукол обучаются на протяжении всей своей жизни, и далеко не все из них овладевают им в совершенстве. Но «Теремок» – один из немногих театров, на сцене которого появляются куклы всех систем, в том числе и самые хитрые в обращении – марионетки.

Между прочим, среди не привыкшей к театру кукол публики бытует еще одно заблуждение. Многим кажется, что на сцене их вниманию предложат эдакую «классику жанра»: ширму со спрятавшимся за ней актером и куклу-петрушку. На самом деле, таких спектаклей в репертуарном плане «Теремка» всего около трети, и предназначены они для самой маленькой аудитории, ведь подход к организации сценического пространства театра кукол давно уступил место более изощренным формам. «Каждому актеру и режиссеру хочется как можно полнее выразить все, на что они способны, – убеждена Евгения Петровна, – Поэтому у нас очень много спектаклей синтетических, в которых и кукла, и актер работают на сцене в живом плане. От режиссера требуется сделать так, чтобы кукла органично вписалась в контекст постановки». А чтобы не испугать и, чего доброго, не разочаровать совсем юного зрителя, ожидающего увидеть на сцене самостоятельно говорящую куклу без присутствия кукловода, для драматической актерской игры предусмотрено особое оформление. Это так называемый «черный кабинет», где артисты в черном сливаются с задниками и порталами затянутой в черное сцены и становятся как будто невидимыми. У ребенка при этом складывается полная иллюзия того, что он смотрит не театральную постановку, а мультфильм.

Артистам и руководству театра кукол вообще диву даешься, потому что, несмотря на свою чрезвычайную загруженность, они успевают проводить с детьми полноценную воспитательную работу. Постоянные зрители «Теремка» уже знают, что самая активная часть этой работы приходится на день абонемента, обычно выпадающий на последнее воскресенье каждого месяца. Эта акция примечательна в первую очередь тем, что на сцене проходят сразу три спектакля для разных возрастных групп. Посещение маленькими зрителями дней абонемента отслеживается на протяжении всего сезона по участию в конкурсах, а в феврале, на подведении итогов, поощряется скромными, но приятными подарками. Конечно, призовой фонд во многом зависит от щедрот спонсоров, но организаторы стараются не обделить своим вниманием никого.

Кстати, как раз сейчас «Теремок» организует сразу несколько конкурсов. Ирина Владимировна показывает мне выполненные руками школьников тематические поделки – их в маленьком кабинете набралось уже не менее трех десятков. Наиболее запоминающиеся из вороха детских работ – иллюстрация к «кошачьему» спектаклю «Брысь» с названием «Если добрый ты…», сделанная третьеклассниками школы № 66, и красочный коллаж «Дерево дружбы» шестого класса школы № 8, ставший прекрасной иллюстрацией к объявленному театром конкурсу «Экология детской души». Поступившие на него игрушки – персонажи кукольных спектаклей – было решено приберечь для специального конкурса кукол с говорящим названием «Я не волшебник, я только учусь». Кроме того, в конце февраля «Теремок» предложил посостязаться в мастерстве также юным художникам, предложив маленьким зрителям придумать афишу к полюбившемуся спектаклю.

Но и это еще не все. На самом деле работа со школьниками обязательно включает в себя работу с учителями. С этой целью вот уже который год «Теремок» при поддержке городского комитета по образованию проводит общегородские конференции для педагогов с просмотром и последующим обсуждением спектаклей. «Мы хотим донести до учителей, что ходить с учениками в театр надо, и при этом вовсе не обязательно воспринимать эту миссию как тяжкий крест, – рассказывает Евгения Якимова. – Ведь театр делает то же самое, что и преподаватели в школе, только своими средствами и, может быть, несколько объемнее и нагляднее. Как правило, мы находим у учителей поддержку, и после таких конференций количество наших зрителей увеличивается».

Екатерина БОГДАНОВА

Газета «Богатей» № 10 (435) от 13 март 2008 г.