1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Тряпочки и стационар

Масштабы российского и европейских театров кукол очень различны

У саратовского театра кукол "Теремок" достаточно приглашений на различные фестивали, чтобы забыть о буднях и пребывать в постоянном празднике. Но особенно расслабляться труппа себе не позволяет, ведь и маленькие зрители, и взрослые (едва ли не больше самих детей) хотят новых постановок.

Обновить репертуар труппа собирается спектаклями "Аистенок и Пугало" и "Снежные человечки". "Веселые медвежата" - эту постановку хотят сделать подарком не только ребятам, но и их родителям, в которых актеры попытаются оживить воспоминания детства. Нечто особенное обещают "Бременские музыканты". По словам главного режиссера театра Геннадия Шугурова, предстоит большая работа и по литературному материалу, и по изготовлению реквизита. Актеры же, стараясь раскрыть зрителю взаимоотношения окружающего мира и творческого человека, будут петь вживую и танцевать. Взрослой публике найдется над чем поразмыслить в постановке "Иудушка Головлев".

С некоторых пор театр неплохо справляется с финансовыми трудностями. Как - коммерческая тайна. Но удалось сделать ремонт, установить очень дорогую систему пожаротушения, чтобы избежать участи старейшего академического театра имена Федора Волкова в Ярославле, который прошлой зимой службы МЧС закрыли из-за несоответствия технике пожарной безопасности.

- Никогда не было легко, - поделился Геннадий Шугуров. - Всегда на пути к цели приходится преодолевать какие-то трудности. Но если жить в панике, то в таком состоянии никакое дело нельзя сделать. Нас всегда привлекает далекая перспектива, мы заботимся о будущем, но и решаем сиюминутные дела.

В августе труппа удостоилась чести открыть своим спектаклем "Дон Жуан" Первый всемирный фестиваль театральных школ в Санкт-Петербурге. Это было решение руководства "Унима" - Международного союза деятелей театра кукол и СТД России. Саратовский "Теремок" входит в число лучших театров для детей, ему и предоставили право продемонстрировать гостям из 25 стран, насколько сильна русская театральная школа.

Для молодых саратовских актеров полезно общение с внешним миром. В данном случае удалось одним глазком поглядеть на европейские труппы (времени на более основательное знакомство почти не было).

Актриса Оксана Сорвачева, например, отметила хорошую технику работы немцев и их сдержанность в противовес русской эмоциональности. На фоне россиян хорошо заметна камерность зарубежных кукольных театров: "Их пять человек в труппе, они все свои тряпочки в одну легковушку погрузили. А мы везем фуру", - иллюстрирует Геннадий Игоревич.

Действительно, стационарный театр остался только в России. Даже театры бывших стран соцлагеря, созданные по образу и подобию советского, на помощь государства не слишком рассчитывают.

- Если государство поддерживает их на 30%, это уже хорошо, - рассказывает главреж. - Дальше - частные вложения и пожертвования. Репертуар, количественный состав труппы - на всем приходится экономить. Но экономия очень сильно разрушает эти организмы.

Такая ситуация обуславливает появление солистов-виртуозов. В этом деле остаются те, кто действительно предан театру, влюблен в него и вкладывает много сил. Между тем театральное образование обязательным не считается, обычно это факультатив при университете. Хотя и эта система рождает великие имена. Так начинал английский режиссер Питер Брук.

У актера Алексея Усова несколько другие выводы после посещения фестиваля:

- Такие мероприятия надо проводить в глуши, чтобы не отвлекаться. Потому что немцы немцами, но Питер великолепен, и он нас потряс гораздо больше.

На Западе фестивали, как правило, проходят в маленьких городах. К примеру, Мировой фестиваль театров кукол уже полвека проходит во французском городке Шарлевилль-Мезьер. Но и небольшие масштабы люди пытаются сделать как можно привлекательнее: цветочные клумбы устраивают в виде марионеток, из всех окон смотрят куклы, особенно из витрин магазинов. В хлебной лавке выпекают булки в виде маленьких кукол, а специальных марионеток из хлеба подвешивают под потолком. Улицы превращаются в театральные сцены, везде идут выступления. Все это привлекает туристов. Словом, для маленького города это хороший способ не только пополнить бюджет, но и прославить собственное имя.

Вероника Лапина

«Неделя области» № 47 (534) от 15 сентября 2010 г.