1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Комедия ручной работы

5Молодые актеры "Теремка" ищут и находят правду бытия

Стереотипы о театре, живущие в сознании зрителей, служат им плохую службу. Скажем, отношение к театру кукол как к увеселительному и исключительно детскому заведению, где малышам "просюсюкают" сказку, давно не имеет оснований, а ведь так можно и прекрасные образцы искусства пропустить. Уже на второй премьере спектакля для взрослой публики "Король-олень", поставленного в Саратовском театре кукол "Теремок", зрителей собралось лишь ползала. Так и хотелось крикнуть эфемерным неприсутствующим: зачем же вы лишили себя праздника?

Минимализм в декорациях - цветные занавески да огромный деревянный кофр, в который прячутся герои, - с лихвой окупается актерской игрой. В сущности, не в декорациях дело. Редко увидишь на саратовской сцене столь динамичное, красочное, фонтанирующее позитивом действие, на которое хочется откликнуться воодушевленным "Верю!". Артисты - молодежь, полгода как окончившая театральный факультет Саратовской консерватории (курс актрисы театра, а с декабря прошлого года - народной артистки РФ Татьяны Кондратьевой). Материал - итальянская "комедия дель арте" Карло Гоцци с ее так называемым острым существованием на сцене: быстрая речь, экстремальные движения, гиперболизированные образы-маски. Ребята попросту получают удовольствие от того, что делают, и их кураж переливается со сцены в зал. Можно было бы еще сказать о максимализме, энтузиазме, свойственным вчерашним студентам актерского отделения, которые горят желанием нести искусство в массы. Но все это не заменяет талант, а таланты налицо: к примеру, гамма чувств, проявляющаяся на лицах и в движениях актеров, даже если они не говорят в мизансцене ни слова, дает понять об их героях все. Это ли не счастье для зрителя, когда он не ломает голову над тем, что же имел в виду актер в своей пластике, а сразу понимает суть!

В штате театра на сегодняшний день - актеры двух выпускных курсов консерватории. Руководство "Теремка" вплотную занимается подготовкой кадров для детского театра. Роман Сопко, Оксана Сорвачева и Антон Черепанов точно следуют указаниям своих педагогов Татьяны Кондратьевой и Геннадия Шугурова, главного режиссера "Теремка" - не превращать свою работу в ремесло.

- Когда у нас спектакль для взрослых, мы больше нервничаем, - говорит Роман. - Когда детский, меньше, но это не значит, что относимся к нему пренебрежительно. От детского спектакля мы должны получать стопроцентный кайф.

По словам Антона, они выходят на сцену, чтобы не Актер Актерычей изображать, а играть, как маленькие дети, поскольку им самим интересно то, что они делают.

- Дело в том, что ребенка очень трудно обмануть, - объясняет Оксана. - Если взрослые могут снисходительно отнестись к актерским неудачам на сцене, то ребенок, если ему не понравится, развернется в другую сторону, будет болтать ногами, залезет на кресло, станет прыгать и т.д. Ребенка нужно увлечь, и в этом сложность.

Увлекают маленького зрителя чем только можно. В отношении "Теремка" с чьей-то легкой руки даже стали употреблять термин "тотальный театр" из-за многоплановости: кукловод играет и с закрытым лицом (за ширмой), и с открытым (живой план), и даже, держа в руках куклу, может представлять два совершенно разных с ней персонажа, которые строят взаимоотношения друг с другом и с другими персонажами.

- В опере поют, в балете танцуют, в драме переживают, а мы делаем все это вместе, - поясняет специфику Антон. - Так что театр кукол - полноценный театр. И никаким сюсюканием мы не занимаемся. Малышей этим только испортишь, а ведь в них нужно воспитать чувство прекрасного, прививать любовь к театру.

Главная задача, которую ставит перед молодыми актерами Геннадий Шугуров - не врать, не изображать, а переживать. Не искать правды быта, а искать правду бытия.

- То, что происходит на сцене, предстает перед зрителем как бы под увеличительным стеклом, - объясняет Роман. - Мы говорим, двигаемся не как в драматическом спектакле, мы не используем обычных предметов - скажем, стульев или стаканов... Быта в нашем театре быть не должно. Отсюда острая форма существования. Но и в ней надо проживать роль как в драматическом спектакле.

- Если ты врешь, роль превращается в маску, форму, - говорит Антон. - Ведь есть же разница между глиняной вазой, штампованной на заводе, и вазой ручной работы! Нас учат делать настоящую "ручную" работу. Чтобы это было искусством, а не формовкой.

Ручная работа стоит дорого. Как мастеру требуется более полный набор инструментов, чтобы создать произведение искусства, так и театру необходимы технические средства, чтобы убедить зрителя, что они побывали в сказке. Антон рассказывает, какое впечатление произвел на него спектакль "Вий" в московском Большом театре кукол: "Москва любит всякие фишки, и у них столько было технических решений! И дым, и снег, из всех щелей что-то появлялось… В принципе, театр кукол ведь строится на актере и на технике. Хотелось бы, чтобы и у нас тоже было больше технических возможностей".

Но и со всем тем, что есть в распоряжении, "Теремок" держит высокий рейтинг. Правда, сейчас выезжать на различные фестивали стало роскошью по финансовым соображениям - театру это не под силу, а помощи ждать неоткуда. Но ребята помнят, как в Москве на фестивале Международной организации кукольников "Унима", куда театр ездил прошлой осенью, к ним подходили коллеги из европейских театров, восторгались увиденным и звали на гастроли в Чехию или Францию. Но если бы все было так просто! С этого года "Теремок", как и многие культурные заведения, сменил статус на "автономное учреждение". Будет ли театру, переведенному на самоокупаемость, дело до фестивалей - время покажет. Но это уже совсем другая история.

Ирина Кабанова

«Неделя области» № 10 (497) от 17 февраля 2010 г.