1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Приключения Незнайки и его… недругов

06В нашем «Теремке» главный режиссер Геннадий Шугуров осуществил постановку романа - сказки Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Чуть ли не единственный в нашей литературе детский сказочный роман остался очень даже читаемым, несмотря на все социальные передряги. Это увлекательная, смешная и очень добрая книга, если не сосредотачиваться на (обязательном в советское время) моралите в финальных главах. И сама попытка перенести ее на кукольную сцену заслуживает всяческой похвалы. Узнаваем с детства любимый силуэт Цветочного города- игрушечные домики с колокольчиками крыш, цветочные фонарики вокруг (или это светлячки забрались внутрь цветков?). Декорация цельная и кажется собранной из кубиков приятных пастельных тонов (художник Татьяна Старикова).

Сюжет динамичен и вместил наиболее интересные главы из первой книги про Незнайку : «Как Незнайка был музыкантом», «Как Незнайка был художником», «Как Незнайка сочинял стихи», «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», «Как Знайка придумал воздушный шар».Смотрятся они увлекательно.Замечательно маршируют малыши по сцене с трубами и литаврами, под рефрен песенки про зелененького кузнечика ( всегда думала, что написал ее к одноименному мультику Шаинский, а не Гладков!)

Начинается спектакль с выдумки беспокойного малыша-коротыша в канареечных брюках, что от солнца оторвался кусок и летит на землю, и всеобщей по этой причине паники. Как все мы, наверное, помним, «этот Незнайка носил оранжевую рубашку с зеленым галстуком, желтые, канареечные, брюки и яркую голубую шляпу», Вот отсюда поподробнее. Канареечные брюки, самая яркая деталь одежды Незнайки, неоднократно упоминается в тексте, приводят ее и в спектакле. Вопрос только зачем. Никаких брюк на любимом герое Носова нет, поскольку ног у перчаточных кукол не бывает. Так, желтая тряпочка -юбочка виднеется слегка, да и то, увидишь ее не со всех мест.

Когда-то этот вид кукол царил на сцене. Сейчас в театрах страны он оставлен только в сказках для самых маленьких. В силу малой выразительности и балаганной нарочитости. И мы могли ожидать, что для инсценировки детского романа режиссер выберет более гибких и подвижных персонажей ( хотя бы с ногами).Скажем, тростевых или марионеточных. Все же книга про Незнайку не для молочных младенцев.

Увы, по сцене прыгают этакие карлики ( и карлицы),помахивая культяпками ручек. Их скроенные по одному лекалу ( отличие лишь в длине носа и прически: кудряв, лохмат, плешив) «физиогномии» напоминают жутковатых пупсов из западных мультиков с выпученными глазками, сильно задранным носом, щелкой рта и убегающим подбородком. Куклы этой художницы невыгодно отличаются от ее более талантливых декораций. Хотя, конечно, они полностью отвечают замыслу режиссера – показать малышей Цветочного города злыми эгоистами. Но так же не симпатична здесь Синеглазка – первая красавица своего города.

В книге малыши хоть и журят Незнайку за карикатуры на самих себя, оглушительные звуки трубы, нелепые стишки, делают это по-дружески, с юмором. Терпят все его выходки, даже за уничтоженную машину Винтика и Шпунтика ему не досталось (хотя и следует). В спектакле не Гунька становится лучшим другом Незнайки, а толстый , неповоротливый Пончик, который все же упорно лезет с ним драться. «Злым гением» главного героя становится фанат жесткой медицины Пилюлькин. Он не только всем грозит противной касторкой, но и поминутно выхватывает шприц с себя ростом, гоняясь за очередной жертвой.

По замыслу автора сказки,Медуница из Зеленого города только смешно спорит со своим коллегой о методах лечения: мягкий, приятый мед или жгучий, болезненный йод? В «Теремке» она превращена в какую-то садистку полицайку: то и дело срывается на повелительный крик в споре с «больными» и несгибаемым Пилюлькиным. Неуютно бедным коротышам под бдительным оком таких эскулапов!

Сильно сокращена в постановке вторая часть книги, где путешественники падают с воздушного шара и оказываются в городе малышек. Правда, само путешествие по воздуху показано изобретательно ( но почему-то оставлены дома Винтик и Шпунтик - основные помощники Знайки в создании шара),а вот развязка наступает слишком быстро, как на детском утреннике, когда актерам нужно поскорее кончить, чтоб не утомлять малолеток. Ведь как вдохновенно врет Незнайка в книжке: «Вдруг -бум! Не летим выше. Смотрим - на облако наскочили. Что делать? Взяли топор, прорубили в облаке дырку. Опять вверх полетели. Вдруг смотрим – вверх ногами летим: небо внизу, а земля вверху». Ничего этого нет.

Финал романа был несколько затянутым и сентиментальным, но там хорошо была показана детская бесчувственность, когда малыши добивают пристыженного врунишку Незнайку всякими дразнилками и обидными надписями. А ведь он спас их из слишком заботливых рук Медуницы, где они так изнывали: « Ходить нельзя, бегать нельзя, в пятнашки играть нельзя, в расшибалочку тоже. Петь даже нельзя. Одежду у всех отобрали, всем выдали по носовому платочку. Лежи да сморкайся, вот тебе и все развлечение».

Доброту и чуткость проявляет в книге одна Синеглазка, успокоив безутешного плачущего героя и пожурив остальных: « А зачем он обманывал? - сказал Пончик.- Разве он вас обманывал? - удивилась Синеглазка. - Он обманывал нас, а вы молчали - значит, были с ним заодно».Но и эта сцена отсутствует, как и описание Зеленого города и хулиганистой Змеевки.

По-настоящему носовскими вышли здесь только «люди искусства» (Тюбик А. Черепанов и Цветик – Р.Сопко) и, конечно, сам Незнайка в виртуозном исполнении народной артистки России Татьяны Кондратьевой. Он вовсе не злой и не вредный, а просто лентяй и большой фантазер. Вспомним у Носова: «Незнайка был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться».

Много хорошего в новой постановке - вечный сюжет, переделанный для пьесы, хорошие актерский состав и сценическое решение, режиссерские находки. И мог бы получиться отличный спектакль для младших школьников – веселый , ироничный, с ненавязчивым подтекстом. А получился он безадресным и довольно агрессивным. Книга гораздо умнее, чем она нам здесь представлена.Спасибо Незнайке Кондратьевой: вывозит обаянием личности, человеческой и актерской.

Ирина Крайнова

«Саратовские вести» 23 мая 2012 г.