1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Вещие сны «Теремка»

3Фарсовая комедия «Сон в летнюю ночь» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира пополнила репертуар саратовского театра кукол «Теремок» уже около трех лет тому назад. После того, как еще почти столько же ставилась в качестве дипломного спектакля студентами театрального факультета консерватории им. Л. Собинова под руководством заслуженной артистки России Татьяны Кондратьевой.

В свое время премьера оказалась для учеников и учителей знаковой: вскоре после нее вместе с багажом талантливых студенческих работ в «Теремок» пришел весь курс молодых кукольных актеров.

В минувшую пятницу «Сон в летнюю ночь» предстал перед саратовскими зрителями с каким-то новым оттенком. Своеобразная пикантность заключалась в том, что, трижды призер «Золотого Арлекина», пьеса после своего недавнего триумфального показа на фестивале снова вернулась на родные подмостки.

В ряду саратовских театров «Теремок» продолжает оставаться особняком. Не только в силу своего исключительного амплуа. На фоне закулисных интриг, не чуждых театральной жизни Саратова, художественная политика «Теремка» выглядит наиболее приближенной к творческому процессу. Может быть, потому, что восемь лет назад театру повезло с руководителем – нынешнему главрежу «Теремка» Геннадию Шугурову удалось привнести в сложившийся репертуар свободу, динамизм, пластику, а имиджу театра сообщить универсальность. Может быть, дело в том, что с приходом энергичного молодого коллектива удачно отпала характерная беда многих актерских составов – отсутствие в них возрастной сбалансированности, главным образом, из-за нехватки молодежи.

По крайней мере, в своем нынешнем состоянии «Теремок» выглядит на редкость многообещающе. Это ощущается не только со зрительских мест, хотя где это видано, чтобы спектакль, ставящийся на сцене вот уже который год, молодая, привередливая в большинстве своем публика встречала не просто овациями, а стоя? Настоящее удивление вызвал и случившийся во время фестиваля прецедент, когда по решению жюри приз за лучшую актерскую работу в театре кукол достался не кому-то одному из двух выдвинутых номинантов, а целому актерскому ансамблю. Впрочем, если смотреть пьесу от начала и до конца, чувствовать ту выразительность, которую придает постановке самоотдача каждого из молодых актеров, и при этом знать, что многим из них приходится брать на себя по две роли, нестандартное присуждение «Золотого Арлекина» покажется единственно возможным.

Впрочем, что бы ни говорилось, а спектакли для взрослых в кукольном пространстве изначально имеют особый статус. Чтобы донести до взрослого детскую искренность, детскую боль и детский смех, требуется особое искусство. Если несколько лет назад «Теремок» почти потерял своего старшего зрителя, то теперь жанровая многоплановость театра постепенно восстанавливается.

«Мы не делаем различия между игрой для детей и игрой для взрослых, – говорит Татьяна Кондратьева. – В каждом спектакле детском мы стараемся находить что-то такое, что обязательно трогало бы взрослых и заставляло задуматься, как вести себя по отношению к ребенку».

Задушевному разговору со зрителями всех поколений особенно способствуют куклы. Даже если спектакль построен на живой драматической игре актеров, кукольные персонажи в нем обязательно присутствуют. «Сон в летнюю ночь» – яркий тому пример. Сцены с марионетками не прерывают общего действа, а органично вписываются в него, придавая пьесе нужный оттенок фарса.

Вообще оригинальность декораций, музыкального оформления, костюмов, наконец, самой подачи материала в этом спектакле способствуют тому, что классический текст приобретает современное и близкое зрителю звучание. Некоторые сцены заставляют смеяться до слез. В этом заслуга режиссера Геннадия Шугурова и ребят, за пять лет отточивших каждый эпизод своей некогда дипломной работы до совершенства.

«Это спектакль выстраданный, он в нас живет, он так долго репетировался, так долго готовился, так много мы сил и эмоций ему отдали, – рассказывает Ирина Степанова, исполнительница роли Елены. – Тут уже разговора быть не может о том, что забыл роль или где-то трудно... Приходишь на спектакль и чувствуешь себя, как рыба в воде».

В пьесе множество творческих находок. Например, очень удачным экспериментом оказалась идея музыкального сопровождения. Погружение публики в сценическую атмосферу совершается быстро и на редкость эффектно: «Сон в летнюю ночь» открывается и завершается воплями китайских барабанов, под которые со сцены в зрительный зал вползают клубы дыма.

Игру на барабанах молодые актеры предлагали и с энтузиазмом разучивали сами. Однако к такому варианту постановки «Теремок» пришел не сразу.

«Наш театральный факультет очень бедный, и у нас, конечно, барабанов не было, – рассказала Татьяна Петровна. – У нас есть рабочие кубики, которые заменяют и стол, и стул, и кровать, и музыкальные инструменты. И для того, чтобы разбить как-то сцены на экзамене, мы барабанили по этим кубикам. А потом, когда вышли на сцену и долго не могли подобрать музыку, поняли, что нас могут поддержать только барабаны – специально их заказывали. Хотя ребята прекрасно научились играть на кубиках и даже на стульях, когда пришлось выезжать на гастроли в Питер».

Бедность ли тому причиной, но вся прелесть декораций к «Сну в летнюю ночь» в том, что как таковые они на сцене отсутствуют. Все действие разворачивается между перекладинами громоздкой деревянной балочной конструкции, занимающей больше половины сценического пространства. За актерами приходится домысливать, что, кстати, благодаря энергетике и динамизму игры не так уж сложно. Наоборот, к лучшему, поскольку вовлекает зрителя в диалог и заставляет его почувствовать себя соучастником событий. Для большинства современных спектаклей это большая редкость.

Сейчас «Теремок» ставит две премьеры. В мае в его репертуаре появится всевозрастной спектакль «Буратино». А в сентябре молодые таланты покажут свою очередную «взрослую» работу – «Дон Жуана», специально готовящегося к Рязанскому международному фестивалю.

Екатерина БОГДАНОВА

Газета «Богатей» № 15 (395) от 26 января 2007 г.