1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

То ли люди, то ли куклы…

8В саратовском театре кукол "Теремок" прошла премьера дипломного спектакля студентов 4-го курса театрального факультета консерватории им. Л. Собинова "Сон в летнюю ночь" в постановке главного режиссера театра, заслуженного артиста России Геннадия Шугурова.

Театр кукол давно уже перестал быть только театром для детей. Большое внимание сегодня уделяется взрослому репертуару. До Геннадия Шугурова в саратовском "Теремке" около 15-ти лет не было своего главного режиссера, спектакли для взрослых постепенно исчезали с афиш, и наступил момент, когда зритель сознательного возраста стал считать посещение кукольного театра занятием несерьезным. Между тем, существующее во всем мире многообразие форм кукольного театра позволяет актерам и режиссерам браться за самую сложную драматургию, рассчитанную на взрослую публику. То, что молодые актеры-кукловоды "замахнулись на Вильяма нашего Шекспира", говорит о новом витке развития саратовского театра.

Главной неожиданностью спектакля стала его художественная специфика — симбиоз "живого" драматического театра и кукольного, причем в основе — живой план, в который очень органично вписываются куклы как средство художественной выразительности. О сложности постановки можно судить по динамизму действия, которое почти сплошь состояло из пластических этюдов, с помощью которых прорисовывались переживания героев; по расстановке мизансцен, сконцентрированных практически на одном "пятачке"; по музыкальному сопровождению, осуществлявшемуся тут же, на сцене, самими актерами — бой китайских барабанов подчеркивал кульминационные моменты эпизодов. К тому же, на курсе всего 10 студентов, и некоторые актеры играли по две роли сразу. А это огромное эмоциональное напряжение, ведь надо не только успеть за несколько минут переодеться за кулисами, но и перевоплотиться внутренне и выйти на сцену уже с другой задачей, присущей новому герою.

Интересно пространственное решение сцены: деревянная конструкция из продольных и поперечных балок, напоминающая китайский иероглиф, позволила расширить пространство сцены, разложить его на несколько плоскостей, которые были столь же запутаны, сколь запутаны взаимоотношения персонажей. И метания героев внутри этой конструкции были сродни их душевным метаниям.

Впечатление от актерской игры можно выразить фразой "они горели на сцене". Да и вряд ли может быть иначе, если проводишь по 14-16 часов на сцене, как это было у ребят в репетиционный период, если выбрал театр своей жизнью и существуешь в нем.

В беседе с художественным руководителем курса, заслуженной артисткой России Татьяной Кондратьевой у меня возник вопрос, много ли сегодня желающих стать актером именно театра кукол. Оказывается, конкурс на это отделение театрального факультета все увеличивается. А мы почему-то считаем, что все хотят только в кино сниматься. Замечена даже определенная зависимость: чем больше взрослых спектаклей в кукольном театре, тем больше абитуриентов. Учиться там труднее, чем на драматическом отделении: кроме общих актерских дисциплин, куда включено и мастерство по живому плану, есть еще "мастерство актера театра кукол" и "технология кукол", касающаяся их изготовления. Многообразны и сами куклы — есть верховые, то есть перчаточные куклы, марионетки, тростевые, механические, теневые…

В самом "Теремке", как считает Татьяна Кондратьева, сейчас возникла потребность в молодых актерах, поскольку основной состав труппы — люди старше среднего возраста, и необходима смена, которая продолжила бы традиции кукольного театра и внесла в него свежую струю. На первый взгляд, куклы — это просто. Однако такое впечатление обманчиво. "Когда берешь в руки новую куклу, — говорит Татьяна Петровна, — то понимаешь, что ничего не умеешь. А ведь надо вложить в нее свою душу и суметь донести до зрителя то, что ты хотел сказать в спектакле. Нам очень важно, чтобы огонек в сердцах наших ребят, молодых актеров, не только не погас, но превратился в факел, а сцена стала их жизнью". Думаю, это уже случилось.

Ирина КАБАНОВА

Газета «Богатей» № 15 (294) от 21 апреля 2005 г.