1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Дель арте в Саратове

3Для кого-то пятница 13-е – олицетворение всех существующих несчастий и невезений. Артисты театра кукол «Теремок», занятые в спектакле «Король-олень», или не суеверны, или, наоборот, считают число13 для себя счастливым. Премьера комедии Карло Гоцци «Король-олень», хотя без колдовства там тоже не обошлось, состоялась при большом стечении зрителей и имела оглушительный успех.

Впервые на саратовской сцене поставлена комедия дель арте (с учетом времени, конечно, и восприятия зрителей) в том виде, в каком она существовала когда-то в площадных театрах Италии.

«Короля-оленя» зрители увидели в конце прошлого сезона как дипломную работу выпускников театрального факультета консерватории. Несмотря на отсутствие костюмов и каких бы то ни было декораций, студенческий спектакль имел успех у довольно искушенной зрительской аудитории. Уже тогда шел разговор о введении спектакля в репертуар театра.

И вот «одетый» спектакль увидел своих зрителей. Надо сказать, что в основном актерский состав в спектакле сохранился, правда, вместо Тараса Сторчака в роли Труффальдино на сцену вышел Иван Подмогильный. И все же, на мой взгляд, Сторчак был более пластичен и интересен, как Труффальдино.

Появился новый персонаж – кукла Статуя (А. Усов) – правдолюбец болван, подарок волшебника Дурандарте королю Дерамо, выскакивающий, как чертик из табакерки, из окошек огромного куба. Этот куб служит одновременно и своеобразным экраном для кукол театра теней, и некой ширмой, которую используют актеры для усиления действа – ведь на сцене, кроме куба и занавеса, ничего нет.

Отсутствие декораций, впрочем, совсем не мешает воспринимать спектакль; кажется даже, что будь они на сцене, то только мешали бы. Мы уже говорили, что комедия дель арте – комедия масок в прямом и в переносном смысле. На сцене «Теремка» актеры сами создавали и меняли маски на лицах. Вхождению в театр масок способствовали и костюмы, вернее, их дизайн и модели. Самым запоминающимся из них был костюм первого министра и главного злодея Тартальи (А. Черепанов). Образ Тартальи – персонажа очень отрицательного, получился, на мой взгляд, самым ярким и запоминающимся. И в игре Романа Сопко, когда Тарталья в образе Дерамо, мне все же не хватило Тартальи.

Так или иначе, на протяжении всего спектакля я постоянно ловила себя на мысли, что невольно сравниваю дипломник с премьерой, как в игре «Найдите десять отличий». Спектакль, несомненно, обрел новые краски – как реальные – декорации и костюмы, так и в игре актеров: она стала менее нервозной, более выверенные жесты, четче очерчены характеры персонажей.

О том, что такого спектакля никогда не было на подмостках «Теремка», свидетельствовал взрыв зрительских эмоций.

В «Короле-олене», как в любой сказке, есть лишь доля сказки. А в каждой сказке есть своя тайна: тайна жизни, человеческой души. И лукавый Гоцци облекает эту тайну в двойственную красоту: ужаса и света. Когда ситуация поворачивается не просто неожиданной стороной, а встает с ног на голову, оказавшись в этом перевертыше, человек раскрывается иначе для самого себя и окружающих: «Пусть упрямо/ Разгадывает физика загадку/ О голосах и членах, что, блуждая/ От тела к телу, остаются те же».

Но подобные «умные» мысли приходят уже гораздо позже, а на спектакле ты просто с легкостью окунаешься в фейерверк итальянской комедии масок. И с радостью, не щадя ладоней, «утешаешь» актеров «знаком хвалимой всеми доброты».

 Светлана ТЕНЕТКО

 Газета «Богатей» № 39 (509) от 19 ноября 2009 г.