1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Чебурашка на сцене и за кулисами

6На мульфильмах про Чебурашку выросло, пожалуй, не одно поколение. Вот только в последнее время эти мультики все реже появляются на голубых экранах; наверное, рассказ про зверька неизвестной породы с огромными глазами и невероятно большими ушами не вписывается в концепцию телеканалов. Но Чебурашку по-прежнему любят, доказательство тому – аншлаговые залы в театре кукол на прошлой неделе.

Честно признаюсь, детский спектакль «Чебурашка и его друзья» (Э. Успенский, Р. Качанов) в «Теремке» был первым для меня (ну, если не считать далекого детства). Знакомая с детства история про Чебурашку, на первый взгляд, вряд ли могла чем-то удивить. На самом деле, спектакль преподнес приятные сюрпризы. И начались они с забавного дефиле крыски, в которой маленькие зрители сразу узнали экранную Лариску. Кукольная крыска жила в спектакле какой-то собственной жизнью, совершенно не связанной с остальными персонажами; возможно, ее появление служило неким разделением одной сюжетной линии или эпизода от другого. Но каждое ее появление вызывало бурю восторга у детишек.

Пересказывать спектакль, думается, нет смысла, история всем известная, разве что это совсем не мультяшный вариант. Дети наверняка не увидят некий подтекст в действиях продавца, использовавшего непонятого науке зверя для «рекламной кампании» своего товара, или «половинчатые решения» бюрократа Ивана Ивановича, но это уже взгляд взрослого, от которого трудно избавиться.

Пожалуй, самые большие «пакости» отрицательных персонажей – Шапокляк и мальчика Димы – разбитые окна, закрытая в телефонной будке Галя и «киднеппинг» Чебурашки у продавца апельсинов. Но в этой истории все заканчивается хорошо, даже такие «закоренелые» злодеи перевоспитываются и тоже хотят иметь друзей.

Для постоянных зрителей этого театра небольшие книжки-раскраски детских спектаклей театра, которые одновременно являются и программками, дело привычное, а меня такое нововведение приятно порадовало. Кто первым предложил делать раскраски, Евгения Петровна уже не припомнит, а в настоящее время рисунки к ним делает Ива Боровицкая, выпускница художественного училища. Возможно, первоначально это было альтернативой «временных» программок к премьерным спектаклям, т. к. красочные буклеты появляются чуть позже.

Конечно же, трудно было удержаться и не воспользоваться возможностью поговорить с режиссером-постановщиком спектакля, заслуженным деятелем искусств РФ Геннадием Игоревичем Шугуровым о прошедшей премьере.

Корр. Геннадий Игоревич, почему Вы решили обратиться к «Чебурашке»?

Г. Шугуров: В конце концов, что мы все время ориентируемся на какие-то другие страны и других героев. Что греха таить, я пересмотрел все мультфильмы о Чебурашке и получил огромное удовольствие. Потому что там трогательность, тонкий юмор. Да, существует там и зло, но зло бескровное, не кровожадное. Герой – необычный, другого такого нет. И тема поиска друга, близкого человека – она психологически не разработана, а для детей этого и не надо. Потому как они все воспринимают по факту, на веру.

Корр.: Ваш Чебурашка похож только внешне на привычного, экранного, но по характеру он не такой мягкий и беззащитный.

Г. Шугуров: Чебурашка у нас другой: он у нас не инфантильный, не мямля. Но в спектакле это трудно показать, потому что динамика развития взаимоотношений, событий была бы очень… сладкая. В мультфильме это можно показать во временных рамках: там динамика достигается за счет смены кадров и всего остального. А у нас на пятидесяти минутах такого существования все это показать и в то же время привлечь и удержать внимание очень трудно. Поэтому и Чебурашка у нас ищущий: он хочет иметь друга, узнать, кто он такой. Глупо предлагать актеру придумать биографию Чебурашки, какая у него была прошлая жизнь… Зачем? Все по факту, как в сказках – на веру.

Хотелось бы просто сделать яркий незатейливый без концепции и без философской мысли спектакль. Хотя в таких персонажах, в таких сюжетах она есть, но зачем ее искусственно «притягивать за уши».

В начале семидесятых годов режиссеры кукольных театров бросились на такие простые вещи, как «Колобок», «Курочка Ряба» и стали «копать в глубину»: о космосе, о философии. Это глупо – материал не выдерживает этого. Просто они тем самым заявляли о себе: какой он умный, какой он мыслитель. Зачем? Нужно делать честно, вот мы попытались так сделать,

Еще, конечно, была цель, чтобы не только зрителям было интересно, а интересно артистам, потому как после таких спектаклей, как «Сон в летнюю ночь» и «Дож Жуан» работать в такой драматургии должно быть интересно, занятно.

Корр.: Легко ли было работать над этим спектаклем?

Г. Шугуров: Трудности были, потому что основа не постановочного плана, и здесь скорее необходимо исполнительское, актерское мастерство. А вот с куклами плоховато оказалось, ребята не совсем хорошо владеют тростевыми куклами. Но мы это наверстаем, и с нового сезона будем проводить дни тренажа. Это очень важно, потому что актер, по сути, ленив, да не только актер – любой человек. И потому заставить себя отдавать самостоятельно на тренаж два-три часа, как музыканты, очень трудно – все время окружают какие-то более важные дела, и о профессии забывается. Но наверстаем упущенное. Я говорю: «Ребята, мы и в этом должны отличаться от остальных». Это трудно, трудно быть профессионалом: пусть не любить, но уважать профессию, которая, в конце концов, тебя кормит. Не много, но все равно – кормит. Надо просто уважать, а если еще и любовь к ней, то тогда это вообще – счастье.

Мы с нового сезона дни тренажа вводим и будем осваивать куклу тростевую, чтобы потом сделать полноценный спектакль для взрослых. Как бы в традиционном плане, но все равно в традиционном не получится, потому как мы уже прошли некий этап постижения материала в глубину.

Корр.: Геннадий Игоревич, в этом сезоне в «Теремок» пришел драматический артист Тарас Сторчак. Вы довольны этим приобретением для театра?

Г. Шугуров: Я доволен Тарасом. Молодец. Пока он входит, учится, он делает это с удовольствием и азартом – это хорошо. Он очень хороший артист.

Дебют Тараса Сторчака саратовский зритель не мог не запомнить в дипломном спектакле театрального факультета консерватории «Проделки Скапена» Жана Батиста Мольера. И вот вторая премьера, но уже в театре кукол «Теремок». Интересно было узнать мнение Тараса Сторчака о первом спектакле в новом амплуа. Как оказалось такой резкий вираж, возможно, не случаен, потому что идея работы драматического артиста с куклами уже при наборе курса была у А.В. Кузнецова. И сейчас Тарас полностью погружается в освоение новой для себя специальности артиста-кукловода. Работу в детском спектакле Тарас считает боле сложной и ответственной, «потому что дети более чуткие. Они чувствуют фальшь, даже голосом, они чувствуют: артист выкладывается или нет, работает или нет. И когда слышишь смех в зале или какое-то одобрение, ободрение, то очень хорошо становиться на душе. Дети не будут врать, они не будут сидеть смирненько и смотреть до конца. Если им не нравиться, они будут или кричать, или впадать в истерику, и родители будут их уводить. Дети – это очень ответственный зритель».

Светлана ТЕНЕТКО

Газета «Богатей» № 19 от 21 мая 2009 г.