1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Он жил театром

faizulinЭто жаркое лето не благосклонно к актерам. Ушел из жизни Олег Янковский, за ним сразу Григорий Цинман. А не так давно - хороший саратовский актер-кукольник Ринат Файзулин.

Он был совсем молодой чуть-чуть не дожил до 42 лет. Почти возраст Высоцкого. Случилось это сразу после окончания сезона, все разъехались кто куда. И в страшную весть, пришедшую по мобильной связи, в театре даже не сразу поверили. Может, чья-то скверная шутка?.. К открытию сезона все снова собрались, и осиротевший «Теремок» решил вспомнить и рассказать нам об одном из лучших своих актеров, заслуженном артисте России - чтобы помнили.

Ринат окончил наш театральный факультет и с 1990 года работал в кукольном театре. Фактически же с 1989- го, когда он участвовал в дипломном спектакле. Целых 20 лет. Сыграл более 70 ролей. Когда его представляли к почетному званию, он из 26 спектаклей текущего репертуара был занят уже в 22-х. Это не был актер одного амплуа. С блеском играл и комедийные, и острохарактерные, и лирические, и «героические» роли. Наш «Теремок» - театр, где живой план доминирует над куклами во многих спектаклях. Так вот, Ринат был как раз актер «на все». «Мастерское кукловождение сочетается с глубоким проникновением в роль... Красивый сильный голос, пластичность, чувство стиля, прекрасные вокальные данные позволяют ему одинаково успешно работать и с куклой, и в живом плане, - отзывались о нем коллеги. Особенно всех покорили его Дроссельмейстер в «Щелкунчике» и Медведь в «Уроке для Красной Шапочки». Он играл на болгарском, и зрители страны, куда они приехали на гастроли, просто влюбились в нашего симпатичного актера. Да и невозможно было не любить его. Худощавый, красивый какой- то утонченной восточной красотой, ироничный, он обладал прекрасным юмором и всегда участвовал в написании сценариев новогодних представлений и капустников.

Беда постучалась к нему три года назад, когда врачи обнаружили серьезную болезнь сердца. Обошлось: тогдашний директор сумел добыть деньги на дорогостоящую операцию. «Он сможет жить долго, полноценной человеческой жизнью», - уверяли врачи. Полноценной человеческой - может быть. Но не актерской!

Вспоминает главный режиссер театра Геннадий Игоревич Шугуров:

- Уже передумано, переосмыслено все. Ощущение, конечно, потери, некий вакуум и пустота в театре образовались. И в то же время, в течение всей его истории болезни, я ему все время говорил, что беречься надо! Но Не знаю, может, это азиатский тип мужчины. Он никогда не жаловался, не подавал виду, что ему плохо. Старался скрыть. В основе своей он активный, азартный человек, с юмором. И о своей болезни так говорил - весело. Конечно, она его уже подкашивала в последние годы. Но для него важно было быть здесь, в театре. Он любил этот дом. Жить нормальной человеческой жизнью - это не про актеров. Файзулин всегда отдавался полностью. Сердце стучит на сцене, повышает давление, аппарат в сердце его понижает - нагрузка получается двойная. Раньше он чувствовал себя нормально, и в армии служил. Но однажды все елки он проработал в сильном гриппе. Мне кажется, это сыграло свою роль. Он ушел от нас так неожиданно, что у меня даже мысль проскальзывает: как же так, а сценарии, а елки, а поздравления? Ринат это умел. Для меня, для театра это большой удар. Всегда в коллективе есть группа актеров, костяк, на которых делается ставка. Ставят режиссеры на них. Он был из их числа.

Татьяна Петровна Кондратьева, заслуженная артистка России, вспоминает, что с Файзулиным у нее была связана вся творческая жизнь.

- Мы делали Горина «Птицы, звери, человеки» в 1989 году. Он был студентом, мне понравилась его отдача, как он двигался на сцене. Я спросила его, не хочет ли он к нам в театр. И он пришел к нам. Это мой постоянный партнёр по жизни. Я никогда не видела, чтобы он играл «в полноги». Мы с ним работали «Малыша и Карлсона», играли вместе в «Стеклянном Зверинце» Уильямса – мать и сына, полное взаимопонимание у нас было и в спектакле «Медвежонок и Ежик» (отмеченном, кстати, многими наградами театральных конкурсов - И.К.).

Татьяна Петровна, из всех сил сдерживая слёзы вспоминает свой монолог из этого недетски мудрого спектакля: «Медвежонок замерзает, превращается в снежинку. Врач говорит, что он растает насовсем. Ежик борется, он говорит: «Медвежонок - мой друг, а друзья не растаивают никогда!» И всю зиму ждёт пока тот не выздоровеет ».

Были и смешные эпизоды. Очень хорошо с Татьяной Кондратьевой они писали сценарии и работали на елках. Под песню про птичек как-то должны были танцевать. Режиссер требовал, чтобы быстрее и быстрее: «Но вы же не станцуете». - «Мы не станцуем?!». «И как не было трудно, в тяжелых костюмах, глаза от усталости к носу сходились, мы танцевали этих птичек. Такая уж у нас профессия».

Сказки для малышей в театре всегда заканчиваются хорошо. В жизни концы не всегда бывают удачные. Ушел до срока молодой, талантливый, сильный человек и актер. Но в памяти людей нашего самого маленького театра он «не растаивает, не растает никогда». И мы запомним его вредного Бармалея, озорного Пиноккио трогательного Мурзика. Запомним его самого – очень скромного и очень верного Рыцаря театра.

 Ирина КРАЙНОВА

 «Саратовская областная газета» сентябрь 2009 г.