1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

г. Саратов,
ул. Бабушкин взвоз, 16
23-19-60

Куклы театра

Зачем кукла, если можно показать все только при помощи актера? А за тем, что кукла – это иной язык, иной театр. Подробнее...

Проекты театра

Проект «День защиты детей» ставит своей целью решение проблемы изоляции от общества детей-сирот. Подробнее...

Спектакль изнутри

icon-zakulisie "Интересно, а что же там за кулисами?". Приоткроем завесу этой тайны и покажем то, что зритель видит очень редко. Подробнее...

Накануне…

Детский театр кукол «Теремок» в минувшую субботу спектаклем «Лисенок плут», первые показы которого закрывали прошедший сезон, открыл 75-й, юбилейный сезон. Накануне прессу пригласили на встречу с руководством и артистами театра. О планах театра, посвященных празднованию, новых спектаклях рассказали директор театра Александр Удалов и худрук Геннадий Шугуров.

Юбилейные торжества начнутся только в будущем году, ближе к весне – в театре ко всему подходят основательно, тем более что на торжества ждут гостей, и с их графиками тоже приходится считаться.

Итак, что же ждет детей и взрослых в юбилейном сезоне. Мы не ошиблись, говоря о взрослых – наконец-то увидит сцену спектакль «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину, над которым труппа работает довольно давно. В спектакле наряду с живым планом задействованы несколько видов кукол – марионетки, тростевые, маски.

Куклы марионетки – система очень сложная, мастера-кукольника найти дело непростое, не говоря уж о том, во сколько выльется для бюджета театра его работа. Вот и приходится теремковцам осваивать непростое ремесло кукольника путем проб и ошибок.

Детишек ждут несколько встреч с героями Сергея Козлова. Первая состоится совсем скоро – в октябре. На сцене «Теремка» со спектаклем «Правда, мы будем всегда» работают студенты театрального института. Вторая встреча с автором, полюбившимся театральному коллективу, планируется накануне новогодних праздников в спектакле «Поющий поросенок».

Юных зрителей ждут еще две премьеры – «Незнайка» и… второй спектакль пока под небольшим вопросом, поскольку «еще не все дорешено» с театральным художником. Посему сохраним некую интригу в премьерном плане.

Лето – пора фестивальная, и «Теремок» показывал себя на Международном фестивале в Рязани. Предложений поучаствовать в том или ином фестивале, по словам Геннадия Шугурова, много и выбирать есть из чего, вот только все упирается в «презренный металл», или купюры. Как ни печально, но часто принцип отбора на фестивали упирается как раз в финансовые возможности коллектива, что не всегда подразумевает качество спектаклей.

Театр как некий организм, по мнению худрука, всегда должен находиться в развитии, и тут есть три варианта: специфическая драматургия, например, театр дель арте; театральная школа, режиссерская эстетика. «Теремок», конечно же, не забывает театральные традиции, потому для артистов и режиссера очень важно и существование куклы, и традиционно работать куклой.

Часто получается, что кукольник попросту «забывает» о кукле, в спектаклях «Теремка» живой план присутствует наряду с куклой, но уж если кукла появляется, то она заявляет о себе и становится главной, считает Геннадий Игоревич, имея в виду вождении куклы.

На фоне других театров на фестивале наши артисты в работе с куклой были на высоте, но для Шугурова нет предела в совершенствовании актерского мастерства. А вот заботе рязанского губернатора о культуре, по рассказам худрука «Теремка», можно только позавидовать в прямом смысле этого слова. В Рязани создан специальный фонд, где на пятилетку развития культуры заложены 300 с лишним миллионов (нам, видимо, остается только мечтать об этом). Вроде бы, область-то дотационная, так откуда берутся в бюджете такие, можно сказать, «бешеные» деньги на театры?

«У нас такого нет, – с горечью констатировал Шугуров, – и лозунг «Все лучшее детям» – лицемерие и цинизм, поэтому лучшее его не произносить, оставив «Все лучшее». Почему-то во многих регионах об этом не забывают, а у нас, видимо, просто не помнят».

Рассказ об отношении рязанских властей к такой статье бюджетных расходов, как культура, нашел живой отклик у журналистов, не раз слышавших сетования на нехватку денег и невнимание властей к «культурным» проблемам – от администрации театров до артистов.

От вопросов общих перешли к «наболевшему»: отсутствию площадей для создания музея кукол, которых в театре храниться немало. А ведь каждая из них не только частичка истории театра, но и эксклюзивная авторская работа.

Как бы ни хотелось нам с оптимизмом рассказать о начале сезона в детском театре кукол, видно, «не ладно что-то в королевстве Датском» на поприще культурном, особого веселья в «Теремке» не наблюдается. Может, театру пригласить на юбилей премьера и президента (ведь кого-то из них к тому времени уже выберут в гаранты), вдруг повезет, как Пензе, чем-то приглянувшейся Путину – там и вопросы культуры премьер обсуждает, и... новая филармония строится. Вот интересно, когда же наш город перестанет ассоциироваться, к примеру, с несанкционированной торговлей, с поставщиками овощей и фруктов, когда, в конце концов, выражение «... в глушь, в Саратов...», перестанет быть «клеймом» нашего города?

 Лана СОКОЛОВА

Газета "Богатей" от 29 сентября 2011 г.